21.11.2023 — Сестрорецкий разлив
Через 2 дня после эпичного провала на оз. Жемчужина поехали на Сестрорецкий разлив.
Чёрного льда не было — выпал снежок.
Автор фото — Степан Рудченко
Начав движение на север, увидели направляющийся в нашу сторону хивус с мигалками и сиреной. Степан вызвался с ними поговорить.
Примерный диалог Степана со спасателями:
— А вы знаете, что выход на лёд запрещён?!
— Знаю.
— А вы знаете, где тут промоины?!
— Знаю.
— А вы знаете, какой сейчас лёд?
— Знаю.
— И какой?
— 75 мм.
— Ладно, как хотите, но держитесь ближе к берегу
Через 20 минут после этого диалога Степан выбирался из промоины 😆 Но об этом чуть позже.
Поехали в сторону северо-восточной части ближе к берегу, как велели спасатели, и обнаружили в прибрежных кустах спрятавшуюся от хивуса ещё одну группу.
В районе локального залива (2км от старта) лёд стал ощутимо тоньше, не больше 5см. Потом снова толстый. Так и ехали до устья Чёрной речки. Хотели попробовать прокатиться по самой речке, но почему-то Степан и Игорь особо не снизили скорость перед въездом туда, ехали рядом друг с другом. Я же ехал позади — прислушивался и присматривался. Купаться второй раз за несколько дней мне не хотелось. Непосредственно перед впадением реки в разлив звук начал резко изменяться — становиться выше. А значит лёд начал резко истончаться. Я крикнул, чтобы ребята остановились, но уже было поздно: в последний момент я увидел прикрытую тонким слоем льда промоину, в сторону которой как раз направился Степан. И ушёл в воду. Я сразу начал доставать спас-конец, но в итоге он не потребовался, т.к. Степан выбрался сам. Он принял горизонтальное положение и выбирался на лёд, отталкиваясь ногами, как бы заплывая на него. Лёд пару раз обламывался, но выбрался он очень быстро. Шильца не потребовались. Надо отметить, что он был в сухом гидрокостюме и без рюкзака. Из-за того, что доставал спас-конец, фото- и видеоматериалов нет 🙁
Довольный Степан после купания:
Так, отчёт о провале.
Пришёл, увидел, провалился, вылез!Ну, а если подробнее…
1. Излишняя самоуверенность: в прошлом году при похожей толщине льда на озере проезжали в Чёрную речку сильно дальше.
2. Ехал в капюшоне и не слышал звук.
3. Видимо, хотелось уже наконец провалиться. Почему бы не сделать это в максимальном комфорте: в сухаре, с шильцами, веревками и друзьями рядом.По вылезанию проблем не возникло. Движение много раз отработано на сапе.
Вернулись к машине, отогрелись, Степан утеплил ноги, и поехали дальше — на север. Была пара моментов, когда Игорь выезжал на тонкий лёд, прям на грани. Развернулись, поехали обратно.
Автор видео — Игорь Баронас
27.11.2023 — Тарховка
Накануне кто-то уже разведал лёд в Тарховке, и мы по сути ехали по следам. На севере доехали до открытой воды. Лёд, покрытый снегом, был очень тонкий — вес человека точно не выдержит.
Автор видео: Андрей Кутищев
На обратном пути было чуть больше уверенности, поехали по более свежему «поющему» и трещащему льду. Мы с Михаилом, имея пешни, немного побаивались, постоянно проверяли лёд на прочность. А вот Андрей по большей части ехал впереди без палок, попутно выкладывая видосики в коньковый чат 😆 Без пешни ехать не так страшно)
Вскоре присоединились Сергей и Татьяна.
Покатили открывать новые горизонты в сторону КАДа. Немного не доехали до открытой воды. Ветер усилился и начал сдувать сконденсировавшийся иней, оголяя желанный чёрный лёд.
Обратно возвращались против сильного встречного ветра. Через пару часов начался сильнейший снегопад — успели урвать момент.
06.12.2023 — Сестрорецк — Зеленогорск + попытка доехать до Тотлебена
Накануне ребята вечером доехали до Репино. Решили, что надо как минимум повторить, как максимум — доехать, докуда получится. Сначала лёд был относительно толстый, но перед Репино заехали на тонкое ледовое поле, которое пробивалось с одного сильного удара пешнёй (у меня пешни Lundhags Vassu, наконечник которых отличается от настоящей пешни. Он конической формы, не утяжелённый, для пробития льда нужно большее усилие. Lundhags не позиционирует их как настоящую пешню, но, возможно, на тонком льду ими можно определять прочность более точно). Лёд пел, жутко трещал, но выдержал нашу большую толпу. Стайка рыбаков у Репино не выходила на этот лёд, все сидели на более старом и прочном припае. После Репино ехали недалеко от берега по льду интересной формы: по всей видимости, свежий лёд начало ломать от ветра, дующего на берег под углом, при этом его не разбросало как попало — он просто треснул, разделив поле на множество длинных узких льдин. Некоторые из которых проседали под нашей тяжестью.
У Зеленогорска упёрлись в ломаный лёд, который ещё не успел снова срастись. Дальше ехать было нельзя.
Автор видео: Андрей Кутищев
Когда начали возвращаться с опасного места, Серёга не успел разглядеть локальный участок тонкого льда, в результате провалился ногами, но успел выскочить на толстый лёд впереди, практически не замочившись (в этом помогли неопреновые чехлы). Обратно возвращались против ветра.
Пообедав в Сестрорецке некоторые из нас остались с целью разведать лёд до Тотлебена. Далеко проехать не удалось — лёд стал утончаться, дальше решили не рисковать и поехали на север намотать немного километров.
Автор видео: Андрей Кутищев
08.12.2023 — Сестрорецк — Смолячково
Поехали втроём с Андреем и Таней. Андрей, к слову, приехал из Йошкар-Олы специально покатать на озёрных коньках, ибо там уже всё замело.
По плану было доехать до Зеленогорска и обратно, и потом разведать Тотлебен.
Проезжаем поле из длинных узких льдин, по которому ехали 2 дня назад:
Автор фото — Татьяна Зезюлькова
Какой-то зверёк шёл строго по замёрзшей трещине:
Автор фото — Татьяна Зезюлькова
Но, доехав до Зеленогорска, поняли, что несросшийся ломаный лёд превратился в монолит.
Место провала Серёги через 2 дня. Лёд пробили удара с 7-го:
Автор фото — Татьяна Зезюлькова
Поэтому продолжили движение. Лёд стал очень рельефным. Но временами были и гладкие поля, в т.ч. с довольно тонким льдом. Перед Смолячково лёд начал резко портиться, да и время уже было позднее, решили выходить на берег.
Автор фото — Татьяна Зезюлькова
Сели на автобус до Зеленогорска, далее на автобус до Сестрорецка, а там на каршеринг до машины в Дубках. На Тотлебен по темноте решили не ехать (хотя как показал следующий день, лёд там уже был толстый).
09.12.2023 — Сестрорецк — Тотлебен — Обручев — Приветнинское
Сегодня по-любому нужно было «взять» Тотлебен, но Серёга предложил попробовать доехать и до Обручева. На лёд одновременно вышла большая толпа в полосатых купальниках на озёрных коньках — больше 10 человек.
У нас сформировалась небольшая быстрая группа, доехав до Тотлебена поняли, что надо однозначно пробовать «взять» Обручев. По вчерашнему снимку было видно, что по азимуту до него не доехать, т.к. упрёмся в открытую воду, нужно было немного отклониться в сторону.
Шёл снег, дул ветер, почти ничего не было видно — всё белым бело. Но вдалеке среди белого неба висело какое-то тёмное облако. Поняли мы, почему оно темнее, чем всё остальное, когда… подъехали к воде… Она и давала этот эффект, не позволяя свету отражаться в тех же количествах, как от припорошенного снегом льда.
Удалось подобраться прямо к кромке воды. Видимость была очень плохая, и было ощущение нахождения где-то в нигде. На краю океана. Виды — очень эпичные и суровые.
Автор видео — Степан Рудченко
Автор фото — Степан Рудченко
Автор фото — Степан Рудченко
До Обручева доехали по толстому льду. Обратно какое-то время ехали вдоль кромки воды, доехали до Тотлебена перекусить, далее поехали на запад докуда получится.
Автор фото — Степан Рудченко
Получилось доехать до Приветнинского. При этом после Смолячково начался ушатанный лёд, какой частенько бывает на Байкале. Отстающий Андрей с каждым падением Серёги становился всё ближе к нам 🙂
Дальше видны были только поля торосов с неочевидной перспективой наличия достаточно прочного льда за ними. Решили закончить в Приветнинском. Сели на автобус до Зеленогорска, оттуда на каршеринге до Дубков.