Эпичный провал в Карелии (озеро Сургубское)

Очень эпичный провал, который был не так далёк от трагического исхода, случился 10 декабря 2024 года во время 3х-дневного NordicSkate выезда в Карелию.

Участники: Aleksandr Duke (@AlexDuke, далее текст от его лица), Галя Жукова (Galina), Tanya Z, Mike Vulgaris (@gobekli).

Основной вывод — не катайтесь без шилец. Причем они должны быть нормальные, а не для галочки.
У меня были. Если б не было — вероятно я бы это сейчас не писал.

На фото использовавшиеся шильца.

Все цифры взяты с GPS-трека, который записывали часы, поэтому хронология и расстояния — достаточно точные.
Ниже — фото со схемой маршрута и отедельно схема с провалом.

Лёд по маршруту был в основном 6-8см. Ветер — довольно сильный, 10-12м/c, СЗ. ТНВ — 0 — -1 C градуса.
В середине Сургубского озера был большой участок открытой воды, его объезжали почти вплотную к берегу, вдоль косы отделяющей Сургубское от Укшозера.

Маршрут наш пролегал по трём озерам: стартовали на юге Сургубского, переехали в Укшозеро через пролив, перешли перешеек и продолжили по Кончеозеро. Сделали там круг по островам, сходили пешком на гору Сампо (древнее место силы, между прочим 😀). На этом месте стемнело, Таня и Миша решили решили возвращаться на такси. Галя же решила составить мне компанию, чтобы я не ехал обратно один…

Концепция была возвращаться чётко по нашему дневному GPS-треку и следам, дабы без экспериментов ехать только по проверенному льду.

В свете фонарей катило хорошо, почти по ветру. Переехали Укшозеро, в проливе соединяющем его с Сургубским была трещина (её мы переходили днём) — без проблем снова перешли по нашим же следам.

После трещины предстояло преодолеть участок ~1км тонкого (около 4-5см) льда. Толщину я потом хорошо рассмотрел с фонарём — лёд долго был близко перед глазами… Это поле припая, которое граничило с косой на востоке и с открытой водой на западе. Днём мы аккуратно проехали его всей группой, периодически проверяя толщину и соблюдая дистанцию между участниками, держало уверенно. На фото — движение нашей группы именно по этому полю, но днём.

И вот, на обратном пути мы уже почти преодолели это поле, также договорившись держать дистанцию (к слову, это оказалось лучшим решением того вечера). К этому моменту мы проехали около 40км, до финиша оставалось всего ~3км, отписались ребятам, что скоро будем.

Я ехал впереди, как и планировал чётко по треку (смотрел на часах), а в основном и прямо по нашим же дневным следам, т.е. совсем не отклоняясь от проверенного маршрута. Вдруг метрах в 20ти я заметил, что наши дневные следы проходят через темное пятно, напоминающее промоину. Мне показалось это странным, ведь вряд ли мы при свете дня специально бы поехали через сомнительное место.

Снизил скорость и остановился немного не доезжая этого места, собрался проверить палкой лёд и… лёд бесшумно сломался, я оказался по пояс в воде, инстинктивно подставив руки по бокам. Еще через полсекунды лёд сломался и под руками, я провалился примерно по грудь. Паники и вообще эмоций не было — была мысль только: «ну вот, придётся переодеваться». Время 18:46.

Развернулся как и полагается в сторону откуда приехали, попытался вылезти — лёд сломался. Вторая попытка — опять ломается. Достал шильца, зацепился подальше от края — лёд снова сломался при попытке навалиться на него.

Галя очень правильно сделала, что не стала подходить близко, стояла метрах в 15-20 и отходила в процессе моего приближения — была большая опасность провалиться вдвоём, а это было бы уже крайне плохо.

Пытался периодически, держась за шильца и наваливаясь грудью вперед, закидывать ногу сбоку на лёд — он ломался и под ногой. Холода особо не ощущалось, но тяжесть намокших штанов, плюс вес коньков делали эти попытки закинуть ногу очень трудными, с каждым разом это давалось тяжелее и тяжелее. Палки я сначала пытался сохранить и перекидывал перед собой, один раз даже проплыл метр в сторону, чтобы дотянуться до палки. Потом стало не до них…

Была мысль достать веревку и бросить Гале, но сразу стало очевидно, что во-первых снимать рюкзак и доставать веревку даже из наружного бокового кармана плохая идея, а во-вторых, плавая почти по шею, с намокшими тяжелыми рукавами я далеко бросить её не смогу. А ближе чем на 15 метров подходить Гале явно не стоило.

Наконец, проломав метров 15 льда и где-то на пятой попытке закинуть ногу сбоку на лёд — мне это удалось и я вылез. Думаю не было бы шансов все это проделать без шилец. Время было 18:59, т.е. в воде я пробыл 12 минут.

Всё это время мысли были заняты процессом, паники не было, мир сузился до конкретных действий. Холода я особо тоже не ощущал бОльшую часть времени. Думаю, тут помогли регулярные ранее посещения проруби. Галя же, конечно переживала сильнее и время для неё тянулось медленнее. Под конец стали замерзать руки, которые были в мокрых перчатках и все время держали шильца. И также под конец стало ощущаться как сил становится мало, все это отнимало уйму энергии. Иногда приходилось останавливаться и отдыхать, держась за край льда.

Как вылез — хотел встать. Галя кричит: «ползи, не вставай». Действительно… прополз на всякий случай еще метров 30-40, это заняло еще минуту. Заметил, что на ноге нет одного конька. Встал и мы двинулись к берегу. Время 19:00. Опять же — шли параллельно, не приближаясь друг к другу. Вот тут стало холодно, в мокрой одежде на ветру. Будучи в воде, холода я не ощущал — видимо, было не до этого. На берег вышли в 19:04, еще минута ушла на поиска относительно безветренного места в ёлках для переодевания.

В 19:05 начал переодеваться, Галя помогала, доставала вещи из гермы и тп. Переодеваться было уже очень тяжело, причем не от замерзания — его как такового судя по всему не было, т.е. у меня нормально двигались пальцы, я спокойно расстегивал молнии и ботинки. Но силы покидали на глазах, хотелось сесть и посидеть. Видимо, кончился адреналин. Трясло с амплитудой сантиметров 10. Почему-то больше всего замерзла челюсть, хотя я не окунал ее в воду — прямо до боли, тяжело было говорить. Во всем теле было ощущение «ватности», похожее на то, как бывает в тренажёрке, когда делаешь подходы на максимум. Очень в тему был Галин кусочек пенки, чтобы не стоять на земле. Оказалось, переодевание заняло много времени, даже вдвоем. Также накинул вторую, Галину запасную куртку — как уже писал, для такого состояния «нормального» комплекта одежды было мало.

Выдвинулись мы в 19.22, т.е. переодевание заняло почти 17 минут.

Глоток чая из термоса, откусил сникерс (уже на ходу), все еще трясло… но минут через 10 интенсивного движения пешком, наконец отпустило и самочувствие полностью пришло в норму.

Дальше около 5км и 1 час 20 минут занял путь пешком до машины…потом коттедж с сауной 😀 Никаких последствий (кроме утопленного конька) к счастью не последовало.
Выяснилось, что конёк оторвался вместе с куском подошвы, видимо это произошло в попытках закидывания ноги на лёд. Да, ботинки были далеко не новые, но все же и не разваливались.

На следующий день решили, что нельзя завершать поездку на минорной ноте, тем более условия позволяли. Снова поехали кататься, уже в другое место — Крошнозеро, там толщина льда была около 10см. Коньки взял у Сергея Ивановича. Спасибо ему! 😀 (он решил предпочесть зимнюю рыбалку в этот день).

И во второй день мы получили наглядное подтверждение того, как быстро тёплый ветер портит лёд. Крошнозеро имеет вытянутую форму. Мы двигались против сильного (и снова тёплого) ветра в одну сторону и думали как же классно мы полетим обратно по ветру. На практике же, всего за 1.5 часа верхний слой льда раскис — когда мы повернули обратно, катило тяжело, коньки вязли, хотя и сильный ветер был уже в спину.

Всем участникам и особенно Гале большая благодарность за участие!

Стрелочки на косе — это движение по берегу пешком после провала


Вероятные причины деградации льда:

Aleksandr Duke:

Как мы поняли уже на следующий день, судя по всему тёплый ветер очень быстро портит лёд. Тёплый — здесь понятие относительное. Было небольшое потепление, в воздухе было около 0, т.е. температура при которой лёд почти не тает. И, видимо как холодный ветер способствует быстрому охлаждению поверхности воды, также теплый ветер очень хорошо способствует теплообмену и быстро греет лёд.
Там, где лёд несущая способность льда была на грани, но все же достаточной для проезда, получилось, что буквально через 2-3 часа лёд потерял свою прочность.

Mike Vulgaris:

А что касается Сургубского, где он нырнул, там так и не ясно: то ли лёд за полдня деградировал под действием температуры и ветра, то ли повлияли волны, которые били в кромку в сотне метров…

Алексей Медников:

Карельские озера ледниковые и довольно глубокие, поэтому осенний лед деградирует из-за тепла от еще теплой воды снизу, и это тепло не успевает снимать ветер. Т.е. правило #1, о котором в отчете ни слова, — перед выходом на лед изучи характер водоема, поговори с местными

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.